Кто сосчитает, сколько поколений русских людей было вскормлено нашей землей за счет ееестественного плодородия! Но вот пришли 50-е годы двадцатого столетия, годы «большой химии». На поля обрушились тонны минеральных удобрений и пестицидов, а на естественное плодородие махнули рукой. Результат такой массированной атаки оказался плачевный — урожаи выросли лишь на короткое время, потом же стали снижаться, ухудши лось качество сельскохозяйственной продукции, а в питьевой воде родников и колодцев появились нитраты, пестициды, гербициды и прочие «блага» химии. «Живое тело» почвы умирает. Химия и отвальная вспашка разрушили 50 % гумуса наших почв. Можно ли еще восстановить плодородие земли и вернуться к естественному способу по лучения урожая? Да, задача эта вполне разрешима, и решение ее сулит оздоровление природы и улучшение качества. В XVIII—XX вв. было испробовано множество способов обработки почвы, однако большинство из них имело цель — заставить отдавать как можно больше, не пытаясь восполнить утраченное плодородие. Наилучший из способов был отработан к концу XIX в. в Рос сии. Он учитывал, что почва (как и всякое жи вое тело) требует постоянного питания. С пищей все живое на Земле получает энергию, а она заключена в веществах, которые содержат органические соединения углерода. Верхний слой почвы, не более 6—8 см, ежегодно насыщался довольно большим количеством органических веществ, поэтому основная масса корней всех культурных растений накапливалась здесь, тем более что глубже почва вообще не затрагивалась орудиями обработки. Сюда же ежегодно вносился свежий навоз. Чем больше хозяин имел скота, тем больше вносил навоза, тем выше был урожай. Таким образом, почвенные микроорганизмы в прослойке с до статочным количеством кислорода воздуха, т. е. в аэробных условиях, все время имели органические вещества для переработки. В 30-е годы в науке взяла верх теория академика В. Р. Вильямса, считавшего, что гумус создается в анаэробных условиях (без доступа кислорода). Единствен но верной была признана отвальная вспашка, при которой растительные остатки перемещаются на дно пахотного слоя. Там, по представлению Вильямса, и должно было образовываться максимальное количество гумуса. На самом деле не надо быть почвоведом, чтобы с помощью лопаты обнаружить на любом лугу место образования гумуса — в дерновом слое почвы, там, где сосредоточены основные запасы растительных остатков, выделения живых корней и много кислорода. Вы сами можете про вести такой простой опыт. Возьмите песок, поместите его слоем 20 см в одинаковые сосуды и внесите туда одинаковое количество растительных остатков, но в разные слои: в один — 0—6 см, в другой — 14—20 см. После полного разложения растительных мате риалов окажется, что в слое 0—6 см образовалось в 24 раза больше гумуса, чем в слое 14 —20 см. Против отвальной вспашки, и, значит, основного положения Вильямса возражали многие ученые, опиравшиеся на опыт крестьянских хозяйств. Как правило, их объявляли «врага ми народа». И, что удивительно, мы до сих пор продолжаем убивать живую почву с помощью «культурной» отвальной вспашки. А между тем в природе существует только один способ создания потенциального плодородия — переработка органических веществ в аэробных условиях. Но, может быть, запахивание способствует лучшему питанию растений? По теории Вильямса, веществ, полезных для почвы и для растений, больше образуется в анаэробных условиях. Пробовали глубоко запахивать солому или не перепревший соломистый навоз — урожай от этого резко снижается. Стало ясно, что теория неверна: ведь и у крестьян урожай повышался, когда они вносили соломистый навоз под соху, т. е. неглубоко. Возражать Вильямсу все равно было опасно, и ученые придумали теорию закрепления азота. Мол, микроорганизмы, получая слишком много угле родной пищи в виде соломы, забирают азот из почвы и лишают растения этого основного элемента плодородия, поэтому урожай снижается. Но попробуйте запахать солому без азота, а рядом — солому с азотными удобрениями. Во втором случае урожай будет гораздо ниже, чем в первом. Значит, дело не в отсутствии азота.
Последнее редактирование модератором: